Теперь можно подумать внимательно над каждым вопросом и самому себе на них ответить. Я же хочу описать читателю свою линию рассуждения, для того чтобы более полно расшифровать тот или иной пункт из приведенных выше.
Подготовить себя в финансовом плане.
Если вы все-таки решили ехать, то нужно подсчитать, в какую сумму вам будет обходиться житье-бытье в новой стране в течение, например, шести месяцев. Сколько будут стоить услуги переводчика? Каковы будут расходы на питание и телефон, транспорт и визу, объявления в газете и общие бытовые расходы?
Давайте подсчитаем эти расходы, взяв для примера Турцию.
Предположим, вам повезло, и вы смогли арендовать такую квартиру, которую можно одновременно использовать и как офис. Кстати, иногда менталитет жителей некоторых стран делает такое совмещение затруднительным.
Прежде всего, при аренде квартиры надо единовременно заплатить $1.200 в качестве депозита. Ежемесячная арендная плата - $400, плата за коммунальные платежи - $100. Получается, что за первый месяц за аренду квартиры вам надо будет заплатить $1700, а за каждый последующий – $500. Обычно, после того, как мой собеседник слышит эти цифры, он начинает очень сильно задумываться: так ли уж необходимо прямо сейчас ехать работать в новую страну...
При двухразовом питании расход на одного человека составляет не менее $150 в месяц. Конечно, в эту сумму не входит посещение ресторанов и кафе.
Транспорт. Если вы сняли одно помещение под офис и квартиру, то это существенно снижает расходы на транспорт, особенно в крупных и дорогих городах. И Стамбул в этом отношении является прекрасным примером. Хорошо, если у вас получится организовывать свою работу так, чтобы все ежедневные перемещения были в пределах пешеходной прогулки в 5-10 минут. В этом случае ваши расходы на транспорт вряд ли превысят $50 в месяц.
Виза. В разных странах визовый режим различный. В Турции есть как свои плюсы, так и минусы. Очень хорошо, что визу легко получить при въезде в страну, и стоит она только $10. Не очень удобно то, что ее дают только на месяц, и по истечении месячного срока нужно покидать страну. В случае задержки на более длительный срок могут возникнуть проблемы с государственными органами, и решение этих проблем может обойтись гораздо дороже, чем билет на самолет. Так что к стоимости визы, необходимо добавить еще и косвенные расходы, которые связанны с выездом из страны и возвращением назад. Самый дешевый билет Стамбул-Москва-Стамбул нам обойдется в $135. Т.е. стоимость месячной визы и авиаперелета составляет $145.
Телефон – недешевое удовольствие: не менее $100 в месяц. Во всяком случае, расходовать меньше у меня еще ни разу не получалось. Точнее, мои расходы на телефон обычно составляют гораздо большую сумму.
Переводчик. Обычно я оплачиваю услуги переводчика, ориентируясь из верхний предел средней зарплаты в стране. В Стамбуле я плачу переводчику $300 в месяц.
Объявления. Для того чтобы найти качественного переводчика, необходимо дать объявление в популярной и недорогой газете. Хотя есть и другие способы поиска переводчика, на мой взгляд, этот метод является наиболее эффективым. По моим наблюдениям, поиск переводчика может занять довольно много времени и нужно будет перелопатить не менее 100 человек, чтобы найти одного квалифицированного человека. Поиск переводчика занимает как минимум один месяц. Стоимость одного объявления составляет $10, если вы будете давать его три раза в неделю, то ваш месячный расход по этой статье составит $120.
Обучение и презентации. Для серьезной систематической работы нужно снять зал, в котором вы будете проводить презентации, школы и семинары. Конечно, никто вам его не подарит и не даст в бесплатное пользование. Можно применить абоменементную систему. Как только подписывается новый дистрибьютор, он должен одновременно со стартовым пакетом приобрести и абонемент на один месяц на все презентации и школы. Тогда у вас не будет болеть голова о том, как оправдать зал и смотивировать дистрибьютора посещать школы. Но это тема отдельной статьи... Абонемент на месяц обычно стоит $30.
Это примерно все расходы. Они могут быть меньше или больше, в зависимости от специфики страны вашей предположительной работы. Но я рекомендую просчитать все эти моменты до того, как вы поедете «оккупировать» новый рынок, для того, чтобы рынок не «оккупировал» вашу свободу и не парализовал ваши дальнейшие действия. Думаю, что если вы дочитали до этого места, то вы немного откинетесь на спинку кресла и подумаете: а надо ли мне ехать в куда-то неизвестность? Может быть, есть смысл модернизировать систему работы в своем родном городе и «не дергаться», пока чек не вырастет до, хотя бы, $3000-4000 в месяц? Подумайте... Есть хорошая постовица: «Хорошо там, где нас нет». А хорошо ли? Может быть, будет больше смысла поехать в соседний город и там построить свою новую организацию... Решать вам.
Итак, теперь мы можем обобщить предстоящие финансовые расходы на 6 месяцев.
Депозит за квартиру/офис
$1200
Виза и авиаперелет
$145
Ежемесячная плата за аренду квартиры/офиса
$400 Х 6 = $2400
Ежемесячная плата за коммунальные услуги
$100 Х 6 = $600
Ежемесячная плата за коммунальные услуги
$100 Х 6 = $600
Питание
$150 Х 6 = $900
Текущие транспортные расходы
$50 Х 6 = $300
Телефонная связь
$100 Х 6 = $600
Услуги переводчика
$300 Х 6 = $1800
Подача объявлений
$120
Итого:
|
$8065
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Если вы поедете осваивать Турцию вдвоем (а чаще всего, так и бывает – работать в чужой стране одному чрезвычайно трудно), многие расходы (депозит за квартиру, аренда квартиры, коммунальные услуги, телефон, услуги переводчика, подача объявления) можно будет поделить пополам. В этом случае каждый из вас двоих должен будет потратить около пяти тысяч долларов.
Конечно, можно говорить о том, что вы буду продавать продукт и у вас будет расти сеть и, таким образом, часть расходов будет покрываться из этих предполагаемых доходов. Да, это правда, только я ее ни разу не видел в реальной жизни. Думайте, думайте...
Приготовить необходимые инструменты работы на национальном языке предполагаемого рынка.
Не будем сейчас перечислять, какие именно инструменты нужны для работы в MLM (большинство из вас это и так знает), могу сказать только, что они обязательно должны быть выполнены на языке той страны, в которую вы едете работать. И это стоит не только денег, но и большого количества знаний и времени. Я сейчас говорю о ситуации, когда ваша компания еще не открыла официально рынок. К тому же часто бывает, что, официально открыв рынок, многие компании, к сожалению, не заботятся об обеспечении дистрибьюторов современными, удобными, информативно насыщенными инструментами ведения бизнеса. Если у вашей компании таких инструмнтов нет, то вам придется самим их изобретать и делать. Думаю, что в последующих статьях мы затронем отдельно вопрос, какими же инструментами должен обладать современный сетевик.
Создание предварительного списка знакомых.
Одним из инструментов является список знакомых. Если вы едете, как в нашем примере, в Турцию, то можно дать в газете, которая выходит в вашем родном городе, объявление такого содержания: «Ищу владеющих турецким языком или имеющих родственников в Турции». Таким образом вы получите возможность создать список знакомых еще до приезда в страну. Кроме того, можно посетить, например, общество российско-турецкой дружбы и установить там полезные контакты. Иногда дистрибьюторы используют с этой целью различные возможности интернета, такие, как интернет-пейджеры, дающие возможность поиска людей по странам и регионам. Об этих интернет-пейджерах и их возможностях в свое время очень хорошо написал наш коллега Дмитрий Смакотин (его статью по этой теме можно прочитать здесь >>> ). То есть, желательно потратить некоторое время до поездки и собрать список знакомых по предполагаемой стране.
Формирование команды, вместе с которой вы будете работать.
Как я уже говорил, осваивать чужую страну в одиночку чрезвычайно трудно. Значит,
нужно сформировать целую команду, вместе с которой вы будете работать на новом рынке. Можно поехать вместе с сетевиками не только из вашей, но и из параллельных веток. Работать одному в новой стране тяжело даже очень крупным лидерам, хотя, на то они и крупные лидеры, чтобы работать не по одиночке, а во главе команд. Из моего опыта я сделал вывод, что в команде должны работать люди, которые до этого работали уже где-то на территории своей страны вместе и знают, что психологически совместимы. Также желательно, чтобы команда состояла из 5-6 человек примерно одинаковой квалификации, доходов и уровня профессионализма. И в этой команде необходимо присутствие человека, чье мнение будет окончательным при возникновении спорной ситуации. То есть, в команде должен быть дистрибьютор более высокой квалификации, чем все остальные члены команды, с хорошей репутацией, опытом работы, в том числе в новых странах.
Как я уже говорил, желательно, чтобы команда «обкатала» свои возможности в своей родной стране, но не в родном городе, где живут, чтобы было ясно, могут ли все участники команды работать несколько месяцев вне дома.
Подготовка информационных каналов для общения со спонсорами, компанией и семьей.
Важно продумать недорогой и достаточно эффективный способ общения с семьей, компанией и спонсорами. Сегодня нет ничего надежнее и дешевле, чем интернет. Иногда кажется, что уже все работают с этим инструментом. К сожалению, нет, далеко не все. Поэтому еще раз хочется сказать – готовясь к работе в новой стране, не забудьте взять с собой ноутбук (переносной компьютер, другое название – лэптоп), а еще лучше, чтобы каждый член команды имел это средство коммуникации и умел эффективно им пользоваться. А то можно часто видеть, как лидер эффектно открывает свой шикарный ноутбук, а пользоваться им толком не умеет. Связь через интернет позволяет нам не только общаться эффективно и быстро, но и экономно расходовать средства, которых и так не много на первых этапах развития бизнеса за границей.
Подготовка бытовых условий и офиса.
Об этих моментах стоит побеспокоиться заранее, тогда есть возможность сэкономить на проживании в гостинице в первые несколько дней, а иногда и в первые несколько недель. Даже если у вас в новой стране есть надежные знакомые, рекомендую попросить их подыскать вам какое-то недорогое жилье на первый месяц. Как правило, чтобы самим найти жилье и офис на приемлемых условиях, нужно осмотреться на местности, иначе снятое заранее на долгое время жилье и офис затем становится заметным бременем, по причине того, что оно может не соответствовать каким-то вашим требованиям. По крайне мере, у меня так происходило в большинстве случаев. Если же вам нашли временное пристанище на месяц, то вы потом легко сможете его поменять на что-то более подходящее.
Еще одна важная заметка. Не советую лидеру группы жить вместе со всеми членами его команды в одной квартире. Ему лучше жить отдельно, и его жилище должно выглядеть престижно в глазах состоятельных жителей этой страны. Почему? Я думаю, что у каждого человека должна быть возможность отдохнуть без постороних глаз, может быть, кто-то любит походить утром по квартире в чем мать родила, или нужно поговорить с вышестоящим спонсором без постороних... и так далее. Ситуаций может быть множество. Кроме того, всегда приятно придти к спонсору в его уютное, комфортное, с позитивной атмосферой жилище. И излить свои проблемы, или поделиться успехом и получить похвалу, или спросить совета, или просто пообщаться на отвлеченные темы. В общем, квартира лидера группы должна быть островом успеха, комфорта, мотивации, оптимизма.
Не рекомендую снимать квартиры и офисы на группы, состоящие более чем из трех человек, ведь ситуация у каждого может измениться, и если из квартиры или офиса уходит один из арендаторов, то бремя оплаты его доли аренды ложится на остальных. Причин ухода одного или даже нескольких членов команды может быть множество, подобных примеров в моей практике было предостаточно. Так что советую не рисковать.
Как я уже упоминал выше, необходимо арендовать все три помещения – квартира, офис и зал для проведения презентаций и школ – как можно ближе к друг другу, экономя тем самым время и приличную сумму денег на транспорт.
В офисе каждый должен иметь свой отдельный кабинет. Будьте уверены: если к офисному телефону имеют доступ все без исключения, то через пару месяцев ваша команда будет ошеломлена размером счета за телефонные разговоры. В большинстве стран, как вы знаете, существует поминутная плата за внутригородские разговоры, а звонки с городского телефона на мобильный и вовсе поднимают ваш месячный бюджет до небес. Но телефон все равно нужен. Что я обычно делаю? Блокирую свой телефон специальным кодом, без знания которого телефоном невозможно пользоваться. Тогда, получив счет, я могу точно знать, что это мои расходы.
Преодоление языкового барьера – поиск переводчика.
Это архиважный аспект нашей заграничной работы, как говаривал дедушка Ленин... Первоначальные шаги по поиску переводчика можно поручить своему знакомому, который живет в стране предпологаемой работы.
Для этого он может поспрашивать своих знакомых – может быть, они имеют кого-то на примете. А самый лучший, исходя из мой практики, способ – дать в местной популярной и недорогой газете объявление следующего содержания: «Ищу переводчика русского языка». И задача вашего знакомого – брать у звонящих людей номера их телефонов и на все вопросы отвечать: «Как только мой шеф приедет, его секретарь вам сразу же перезвонит». Но здесь есть один нюанс. Очень часто по такому объявлению звонят совершенно случайные и бесполезные люди. Если они будут оставлять в качестве средства обратной связи номера своих мобильных телефонов, то у вас потом будет огромный счет за телефон при минимальным, я бы даже сказал, мизерном эффекте от общения с такими людьми. Поэтому я делаю так. Прошу дающего объявление говрить тем, кто пытаеся оставить номер мобильника: «Я регистрирую только кандидатов, имеющих городской номер телефона, если у вас его нет, то вы можете оставить мне номер телефона вашей мамы, соседа, знакомого – кого хотите. Главное, чтобы по этому номеру вас могли бы найти. Если у вас нет такого телефона, то я не смогу вас зарагистрировать как претендента на эту позицию».
Как беседовать с потенциальными переводчиками: «Пожалуйста, представтесь, расскажите мне немного о себе, о вашей прошлой профессии, образовании, семейном положении, как вы оцениваете ваше знание турецкого и русского языков». После того, как кандидат ответит на все ваши вопросы, имеет смысл предложить ему на выбор три возможности – работа переводчика, менеджера и дистрибьютора. То есть, приглашение на работу переводчика – скрытая возможность найти нового дистрибьютора в первую линию или получить рекомендации. Но это тема отдельной статьи.
Продолжаем...
Анализ визового режима.
Сегодня въезд во многие страны гражданам стран бывшего СССР без виз невозможен. И в каждой стране есть свои правила, нормы, сроки пребывания и регламент регистрации иностранцев. Лучше всего заранее оформить себе визу на длительный срок. Важно помнить о том, что режим прибывания иностранцев во многих странах предусматривает регистрацию в местных органах внутренних дел. Как-то я работал в Монголии. Въехав в страну, я зарегистрировался, но, выезжая, не поставил печать стоимостью $0,50 в местном отделении полиции, фиксирующюю тот факт, что я снимаюсь с учета. В аэропорту меня ждал неприятный сюрприз: два часа препирательств и угроза снятия с рейса. Это могло привести к дополнительным расходам как минимум в $400. Хорошо, что мне удалось отделаться штрафом в $40. Так что, будьте внимательны!
Какой промежуток времени я выделяю на эту работу?
Это довольно обширный кусок повествования и, скорее всего, он должен быть затронут в отдельном опусе. Я только скажу несколько слов...
Мне приходилось слышать массу различных мнений о том, сколько времени нужно потратить на новый регион или страну. Это были зачастую полярные взгляды. Я выскажу свою точку зрения, без претензий на обладание истиной в последней инстанции.
На мой взгляд, построить отношения с людьми за пару недель, месяцев и даже лет не всегда представляется возможным. В моей практике я перепробовал разные варианты. Сначала я работал на новом месте несколько дней и понял, что этого не достаточно. Начал работать месяц в одном городе, месяц в другом, - опять все разваливалось... Последнее время я работал 8 месяцев в одной стране. И сейчас осознал, что можно работать в одном городе, я уже не говорю о стране, несколько лет и быть успешным. У меня есть пример, который постояно стоит перед глазами. В украинском городе Запорожье живут мои партнеры по компании – Андрей и Марина Рукавишниковы, и они работают уже более четырех лет у себя дома, безвылазно. Последние их суммарные чеки составляют сумму, которая сопоставима с моим собственным доходом, при том, что я до последнего времени мотался по городам и странам... Это привело меня к мысли: а надо ли мотаться из города в город, из страны в страну?! Скорее всего – нет. И это тоже тема отдельной статьи... Но рассчитывать поднять страну за срок меньший, чем 5-10 лет, не стоит... По крайней мере, я так думаю...
Рекомендую строить свои планы по работе в новой стране, исходя из этих цифр.
Наличие официальных документов, представительства компании и склада.
С этой проблемой, я уверен, столкнулось огромное количество дистрибьюторов разных компаний. Что я могу сказать на эту тему? Можно написать несколько томов, которые будут состоять из историй, связанных с работой дистрибьюторов в странах, официально не отрытых их компаниями. Сюда войдут сцены военные и полувоенные, смешные и очень смешные, грустные и трагичекие, глупые и дурацкие... Разные. Часто компании занимают такую позицию: «мы не разрешаем работать своим дистрибьюторам в неоткрытых странах». Дистрибьюторы, живущие в таких странах, ясное дело, занимают другую позицию. Как же сделать так, чтобы овцы были целы, и волки сыты? Этот вопрос, я думаю, задавали и задают себе многие думающие дистрибьюторы и администрации компаний.
Сегодня я пришел к такому мнению: надо играть по правилам и работать только в официально открытых странах. Но это только мое личное мнение.